Протекторы (гидрозащита)
Протектор (гидрозащита) предназначен для предохранения внутренней полости электродвигателя от попадания пластовой жидкости, для компенсации изменения объема масла, для передачи крутящего момента от вала электродвигателя к валу модуля входного.
Отдельные исполнения протекторов могут также передавать крутящий момент валу ЭЦН (двусторонней установки).
Протекторы могут быть как обычного (ПА), так и модульного исполнения (МПА).
Могут отличаться по количеству диафрагм, лабиринтов, подшипников, торцовых уплотнений.
Быть обычного назначения и повышенной надежности (до 4 диафрагм и трех торцовых уплотнений).
Назначение
Протекторы типа ПА - предназначены для передачи крутящего момента от электродвигателя к насосу, защиты погружных маслонаполненных электродвигателей от проникновения пластовой жидкости в их внутреннюю полость, компенсации утечки масла и тепловых изменений его объема при эксплуатации электродвигателя. Протекторы типа ПА предназначены для комплектования погружных электродвигателей с диаметром корпуса 81, 95, 100, 103, 117 и 130 мм, и других двигателей с соответствующими габаритными, присоединительными размерами и техническими характеристиками, используемых в качестве привода центробежных насосов безопорной конструкции для добычи нефти. Допускается использование с насосами, имеющими осевые опоры вала. Протекторы типа ПА также могут быть модульного исполнения (МПА), и исполнения предназначенного для комплектования двусторонних двигателей (2ПА, 2МПА), для комплектования двигателя установки закачивающей жидкость в подпакерное пространство (5ПА), для комплектования систем телеметрии при необходимости компенсации перепада давления (ТПА).
Протекторы могут быть поставлены:
- По габаритам - 69, 81, 86, 90, 92, 103, 114
- По температурной стойкости - базового, теплостойкого (Т) или особотеплостойкого (ТТ) температурных исполнений
- По коррозионной стойкости - обычного или коррозионностойкого (К) исполнения. Коррозионностойкое исполнение
может быть полностью из нержавеющей стали или с покрытием типа Монель - По конструкции - обычные или для двусторонних установок (устанавливается снизу двигателя)
- По направлению рабочего вращения вала - правого (по часовой стрелке) или левого (против часовой стрелки)
- По типу шлицевого исполнения вала - прямобочное или эвольвентное соединение
- По передаваемой мощности вала - Т9...Т14 группы предела текучести
- По материалу вала - нержавеющая сталь или сплав типа «К-монель»
- По соединению с ПЭД - с шести-, с восьми- и с десятиточечным исполнением
шпилек (шаг резьб может варьироваться от заявки заказчика) - По соединению с модулем входным (насосным) - с шести-,
с восьми и с десятиточечным
исполнением шпилек (шаг резьб может варьироваться от заявки заказчика) - По исполнению клапанов - клапанного и бесклапанного (Б) типа
- По исполнению диафрагмы - с диафрагмами, - без диафрагмы
- По исполнению лабиринтов - с лабиринтами, - без лабиринтов
- По требованию заказчика в головку протектора
может быть встроен входной модуль
Расшифровка условного обозначения
Устанавливается следующая структура условного обозначения протектора:
ТУ 3665-009-27385465-2017
- М
- модульное
- Т
- для комплектования систем телеметрии при необходимости компенсации перепадов давления
- 2
- нижний протектор для двусторонней установки
- 5
- для комплектования установок закачивающих жидкость в подпакерное пространство
Х – исполнение:
Особенности конструкции протекторов типа МПА базовых исполнений:
МПА-92ДЛ – аналогичен ПА-92ДЛ. Отличается укороченными диафрагменной и гидрозатворной секциями.
МПА-92Д2Л – аналогичен МПА-92ДЛ. Отличается наличием двух укороченных диафрагм, увеличивающих компенсационную способность.
МПА-92Д2Л2 – аналогичен МПА-92Д2Л. Отличается наличием двух гидрозатворных укороченных секций, обеспечивающих более надёжную защиту двигателя от проникновения пластовой жидкости.
МПА-92ВД2Л2 – аналогичен МПА-92Д2Л2. Отличается наличием головки с приёмным устройством.
МПА-92Д2Л2Б – аналогичен МПА-92Д2Л2. Отличается отсутствием обратных клапанов.
Сброс излишков масла происходит через клапанное устройство диафрагмы.
МПА-92Л2Л2 – имеет два торцевых уплотнения и две двойные укороченные гидрозатворные (лабиринтные) секции. Не имеет обратных клапанов. Сброс излишков масла при его тепловом расширении происходит через трубку верхнего лабиринта.
МПА-69Д2Л2 – аналогичен МПА-92Д2Л2. Отличается уменьшенным диаметром. Имеет гидродинамический осевой подпятник способный воспринимать нагрузку 360 кг. Предназначен для комплектования двигателя 81 габарита с дополнительным модулем.
МПА-69Д2Д2 – аналогичен МПА-69Д2Л2. Отличается наличием двух двойных, укороченных, разделённых торцовым уплотнением диафрагменных секций.
МПА-69Д2Л2М – аналогичен МПА-69Д2Л2. Отличается увеличенным диаметром фланца основания. Предназначен для комплектования двигателя 81 габарита.
МПА-69Д2Д2М – аналогичен МПА-69Д2Д2. Отличается увеличенным диаметром фланца основания. Предназначен для комплектования двигателя 81 габарита.
МПА-81ДД – имеет две диафрагменные секции, разделённые торцовым уплотнением. Предназначен для комплектования двигателя 81 габарита.
МПА-86Д2Л2у – аналогичен МПА-92Д2Л2. Отличается уменьшенным диаметром. Имеет гидродинамический осевой подпятник способный воспринимать нагрузку 650 кг. Предназначен для комплектования двигателя 95 габарита.
МПА-90Д2Л2 – аналогичен МПА-92Д2Л2. Отличается уменьшенным внешним диаметром.
Предназначен для комплектования двигателя 100 габарита.
МПА-92Д2Д2Л – имеет две двойные, укороченные, разделённые торцовым уплотнением диафрагменные секции и одну укороченную лабиринтную секцию.
МПА-103Д2Л2 – аналогичен МПА-92Д2Л2. Отличается наличием гидродинамического осевого подпятника увеличенного габарита, способного воспринимать осевую нагрузку до 950 кг.
МПА-103Д2Д2Л – аналогичен МПА-92Д2Д2Л. Отличается наличием гидродинамического осевого подпятника увеличенного габарита.
ПА-103ДЛу – аналогичен ПА-92ДЛ. Отличается увеличенным диаметром вала, для передачи большего крутящего момента и гидродинамическим подпятником воспринимающим нагрузку до 950 кг.
МПА-103Д2Л2у – аналогичен МПА-103Д2Л2. Отличается увеличенным диаметром вала.
МПА-103Д2Д2Лу – аналогичен МПА-103Д2Д2Л. Отличается увеличенным диаметром вала.
МПА-114Д2Л2 – аналогичен МПА-103Д2Л2. Отличается наличием гидродинамического осевого подпятника увеличенного габарита, способного воспринимать осевую нагрузку до 1200 кг.
ПА-114ДЛ – аналогичен ПА-103ДЛу. Отличается наличием гидродинамического осевого подпятника увеличенного габарита, способного воспринимать осевую нагрузку до 1200 кг.
ПА-114ДЛу – аналогичен ПА-114ДЛ. Отличается увеличенным диаметром вала, для передачи большего крутящего момента.
Особенности конструкции протектора типа 2ПА, 2МПА базового исполнения:
2МПА-92 – имеет одно торцовое уплотнение и вал, передающий крутящий момент от двигателя насосной подпорной секции двусторонней установки. Осевой подпятник протектора не предназначен для восприятия дополнительных нагрузок.
Особенности конструкции протекторов типа ПА базовых исполнений:
ПА-92ДЛуМ5 – имеет два торцовых уплотнения, диафрагменную и гидрозатворную (лабиринтную) секции. Диафрагма и резинотехнические изделия протектора изготавливаются из теплостойкой резины (до +250 °C в зависимости от исполнения). Сброс излишков масла при его тепловом расширении происходит через два обратных клапана, установленных последовательно.
5ПА-92ДЛ73 – аналогичен ПА-92ДЛ. Отличается отсутствием вала и торцовых уплотнений. Обеспечивает компенсацию перепадов давления и сброс излишков масла при его тепловом расширении. Может комплектоваться головкой с резьбой НКТ ГОСТ 633.
ТПА-92Д73 – аналогичен 5ПА-92ДЛ. Отличается наличием только диафрагменной полости.
ТПА-86Д60 – аналогичен ТПА-92Д. Отличается уменьшенным габаритом.
Перечень исполнений протекторов
Тип протектора | Диаметр вала, мм. | Габарит двигателя, мм. | Габарит насоса | Примечание |
---|---|---|---|---|
МПА-69Д2Л2 | 14 | 81 | 2А | С модулем дополнительным |
МПА-69Д2Д2 | ||||
МПА-69Д2Л2М | ||||
МПА-69Д2Д2М | ||||
МПА-81ДД | 20 | 81 | 3 | |
МПА-86Д2Л2у | 25 | 95 | 4,4А | |
МПА-90Д2Л2 | 100 | |||
ПА-92ДЛуМ5 | 103,117 | 5,5А | ||
МПА-92ДЛ | ||||
МПА-92Д2Л | ||||
МПА-92Д2Л2 | ||||
МПА-92ВД2Л2 | ||||
МПА-92Д2Л2Б | ||||
МПА-92Д2Л2Е | С импортным газосепаратором | |||
МПА-92Д2Д2Л | ||||
2МПА-92 | ||||
5ПА-92ДЛ73 | - | - | Головка с резьбой муфты 73 ГОСТ 633-80 | |
5ПА-92ДЛ | - | - | ||
ТПА-92Д73 | - | - | - | Головка с резьбой муфты 73 ГОСТ 633-80 |
ТПА-92Д | - | - | - | |
ТПА-86Д60 | - | - | - | Головка с резьбой муфты 60 ГОСТ 633-80 |
ТПА-86Д | - | - | - | |
МД-69 | 20 | 81 | 2А | |
МД-92 | 25 | 117 | 5.5А | |
ПА-103ДЛу | 28 | 5А | ||
МПА-103Д2Л2 | 25 | 103,117 | 5,5А | |
МПА-103Д2Л2у | 28 | 117 | 5А | |
МПА-103Д2Д2Л | 25 | 103,117 | 5,5А |
Перечень исполнений протекторов
Параметры протекторов | Комплектуется с ПЭД: Мощность, кВт | Максимальная допустимая осевая нагрузка на вал, кг | Потребляемая мощ- ность без осевой на- грузки, кВт, не более | Потребляемая мощность с осевой нагрузкой, кВт, не более | Частота вращения вала, об/мин | Количество торцовых уплотнений | Объём заливаемого масла, л | Масса, кг | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
МПА-69Д2Л2 | До 65 | 360 | 0,4 | 1 | 3000 | 2 | 3,3 | 34,3 | |
МПА-69Д2Л2М | До 65 | 360 | 0,4 | 1 | 2 | 3,3 | 34,8 | ||
МПА-81ДД | До 120 | 560 | 0,5 | 1,1 | 2 | 4,5 | 39,5 | ||
МПА-86Д2Л2у | До 150 | 650 | 0,8 | 1,2 | 2 | 6 | 72,5 | ||
МПА-86Д2Л2у | До 36 | 750 | 0,6 | 1 | 2 | 7,3 | 77 | ||
МПА-90Д2Л2 | До 210 | 750 | 1 | 1,4 | 2 | 7,3 | 77 | ||
ПА-92ДЛуМ5 | До 360 | 750 | 0,6 | 1 | 2 | 7,4 | 68 | ||
МПА-92ДЛ | До 36 | 750 | 0,6 | 1 | 2 | 4 | 53 | ||
МПА-92Д2Л | До 90 | 750 | 0,9 | 1,3 | 2 | 5,6 | 68 | ||
МПА-92Д2Л2 | 100-125 | 750 | 1 | 1,4 | 2 | 7,4 | 82,7 | ||
МПА-92ВД2Л2 | 100-125 | 750 | 1 | 1,4 | 2 | 7,4 | 82,6 | ||
МПА-92Д2Л2Б | 100-125 | 750 | 1 | 1,4 | 2 | 7,4 | 82,7 | ||
МПА-92Д2Л2Е | 100-125 | 750 | 1 | 1,4 | 2 | 7,4 | 82,7 | ||
МПА-92Д2Д2Л | До 360 | 750 | 1,1 | 1,5 | 3 | 8,6 | 99,7 | ||
2ПА-92 | До 360 | 100 | 0,4 | 1 | 1 | 6,9 | 35 | ||
МД-69 | До 65 | - | 0,4 | - | - | 2,1 | 18,3 | ||
МД-92 | До 360 | - | 0,4 | - | - | 4,6 | 34 | ||
ПА-103ДЛу | 200-360 | 950 | 1 | 1,6 | 2 | 10 | 68 | ||
МПА-103Д2Л2 | 140-360 | 950 | 1 | 1,6 | 2 | 7,5 | 86 | ||
МПА-103Д2Л2у | 220-360 | 950 | 1,2 | 1,8 | 2 | 10,1 | 97 | ||
МПА-103Д2Д2Л | До 360 | 950 | 1,3 | 1,9 | 3 | 8,7 | 102,8 | ||
МПА-103Д2Д2Лу | 220-360 | 950 | 1,4 | 2 | 3 | 11,9 | 116,6 | ||
ПА-114ДЛ | До 480 | 1200 | 1,2 | 2,2 | 2 | 10,2 | 85,2 | ||
ПА-114ДЛМ | 220-360 | 950 | 1,2 | 1,8 | 2 | 10,1 | 79,6 | ||
ПА-114ДЛМ5 | До 480 | 1200 | 1,2 | 2,2 | 2 | 10,2 | 84 | ||
ПА-114ДЛу | До 640 | 1200 | 1,4 | 2,4 | 2 | 11,5 | 102,4 | ||
МПА-114Д2Л2 | До 480 | 1200 | 1,2 | 2,2 | 2 | 10,2 | 103,6 | ||
МПА-114Д2Л2М | 220-360 | 950 | 1,2 | 1,8 | 2 | 10,2 | 98,1 | ||
5ПА-92ДЛ73 | До 360 | - | - | - | - | - | 7,7 | 46,4 | |
5ПА-92ДЛ | До 360 | 7,7 | 47,4 | ||||||
ТПА-86Д60 | - | 1,5 | 18 | ||||||
ТПА-86Д | 1,5 | 20 | |||||||
ТПА-92Д73 | 1,9 | 21,5 | |||||||
ТПА-92Д | 1,9 | 22,5 |